Статья: Как оградить себя от возможных рисков при покупке недвижимости?

Статья: Как оградить себя от возможных рисков при покупке недвижимости?

12 сентября 2014

Статья: Как оградить себя от возможных рисков при покупке недвижимости?

Статус правовая газета No 7 (37)/2014 14
Как оградить себя от возможных рисков при покупке недвижимости?
Какие существуют способы оформления прав на недвижимое имущество?
Существует два способа:
1. Простая письменная форма договора, когда граждане составляют договор самостоятельно или обращаются к риелтору.
2. Нотариальная форма договора, когда договор составляется и удостоверяется нотариусом.
Гражданин волен самостоятельно выбирать форму сделки.


С чего начать? Куда обращаться?
Чаще всего граждане обращаются в риэлтерские фирмы за помощью в оформлении сделки, реже - к нотариусу, еще реже - действуют самостоятельно. Однако, в отличие от всех остальных способов, при обращении к нотариусу граждане получают множество преимуществ.


Каковы преимущества оформления сделки через нотариуса?
В большинстве европейских стран и даже стран бывшего СНГ именно нотариус играет главную роль в вопросах обеспечения прав на недвижимость и их регистрации. Это уже сложившаяся мировая практика. Многие продавцы и покупатели жилья уже сегодня весьма активно используют возможность нотариального удостоверения сделок, и на это есть ряд объективных причин.
Во-первых, нотариус обеспечивает юридическую чистоту сделки, готовность каждой стороны к заключению сделки и свободу волеизъявления, в том числе в том, что никто из сторон сделки не находится под давлением.
Во-вторых, освобождает ее участников от необходимости вникать в сложные правовые и юридические тонкости.
В-третьих, нотариальная форма сделок важна, поскольку таким образом обеспечивается прозрачность гражданского оборота, то есть информация о расчетах сторон, передаче прав, обязанностей и других условий сделки фиксируется в самом договоре.
В-четвертых, фактически гарантирует пострадавшей стороне возмещение ущерба в случае мошенничества с документами.
В-пятых, нотариус имеет возможность самостоятельно передать в регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации права.
В-шестых, в соответствии с последними изменениями в законодательстве, существенно сокращен срок для регистрации права собственности по нотариальным сделкам – сейчас это всего пять дней.
В-седьмых, сам факт полной проверки всех документов, проводимой незаинтересованным третьим лицом (нотариусом), является для многих продавцови покупателей решающим психологическим аргументом сторон сделки в пользу нотариальной формы сделки. Кроме того, нотариус имеет возможность получать в режиме онлайн документы из Росреестра. Тем самым обеспечивается принцип одного окна, работающего через нотариуса, когда гражданам нет необходимости долго ходить по различным инстанциям и собирать документы.


Это так называемые сделки «под ключ»?
Да, получается, что это оформление сделки «под ключ». Если клиент решает не ограничиться консультацией, а доверить нотариусу полное оформление сделки, то он избавляется от множества лишних забот. Сначала специалисты нотариальной конторы подготовят «проект сделки».Сюда входит составление договора, в котором стороны согласовывают цену продажи, форму, порядок оплаты и возможность рассрочки платежей, оформ ление согласия супругов, сособственников и т. д.
Финальным этапом станет подписание договора,во время которого нотариус зачитывает его всем заинтересованным лицам и разъясняет все правовые последствия сделки. Кстати, по словам экспертов, именно на этом этапе у сторон нередко возникает желание внести какие-либо дополнения.Если же все в порядке и договор подписан, нотариус сам может подать документы для регистрации права собственности в Росреестр. Эта процедура тоже довольно хлопотная. Если договор заключен в простой письменной форме, то помимо самостоятельного сбора необходимого пакета документов всем участникам сделки необходимо явиться на подачу заявления лично и одновременно. Понятно, что если в сделке с разных сторон участвуют по несколько человек (некоторые из которых могут быть жителями других регионов), то договориться о совместном походе в Росреестр бывает весьма затруднительно. Собственнику же останется лишь забрать из нотариальной конторы уже зарегистрированные документы, включая свидетельство, в удобное для него время.


Какова же цена вопроса?
Стоимость нотариального оформления «сделки под ключ» складывается из нотариального тарифа, единого по всей России и определенного ФЗ «Основы законодательства РФ о нотариате». Согласно этому документу, величина тарифа зависит от цены объекта сделки, указанной в договоре. Так, за оформление сделки с квартирой или комнатой, стоимостью до 1 000 000 млн. руб., государственная пошлина составит 1% от суммы сделки (но не менее 300 руб.). Если объект стоит от 1 000 000 до 10 000 000 руб., то государственная пошлина оплачивается в размере 10 000 руб. плюс 0,75% с суммы договора, превышающей 1 000 000 руб. А участие нотариуса в сделке с недвижимостью дороже 10 000 000 в соответствии с Налоговым кодексом РФ будет стоить 77,5 тыс. руб. плюс 0,5% с суммы договора, превышающей 10 000 000 руб. К примеру, при стоимости объекта недвижимого имущества 3 млн. рублей, нотариальное оформление договора купли-продажи будет стоить около 35 тыс. рублей. Закон никак не оговаривает, кто из сторон сделки должен оплачивать эти услуги, поэтому данный вопрос решается по взаимной договоренности. На практике чаще всего эти расходы несет покупатель как сторона, наиболее заинтересованная в юридической чистоте. Дополнительно взимается стоимость «работы правового и технического характера», куда входит составление проекта договора. Стоимость этих работ составляет около 10 000 руб. Передача документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в органы РОСРЕЕСТРА нотариусом составляет 1 000 рублей.


Правда ли, что нотариус еще и всем своим имуществом отвечает за возможные негативные последствие сделки?
Да, есть еще один важный аспект надежности нотариальной формы сделки для граждан. Согласно закону нотариус несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица в результате совершения нотариального действия. Компенсации осуществляются за счет специальной страховки, наличие которой – еще одно требование законодательства. Сегодня каждый нотариус должен быть обязательно застрахован на крупную денежную сумму.

С уважением,

нотариус города Екатеринбурга Елена Михайловна и Ваша нотариальная контора в Академическом.

Статья в формате: pdf (9 Mb)

Источник : правовая газета "СТАТУС"

Нотариус Елена

 

Другие новости